Предметно-пространственная среда ДОО, доступная всем воспитанникам ДОО (без учета выделенных групповых пространств)

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155.

Образовательная система ДОО выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении детей в мир социального опыта. Заказ государства на сегодняшний день предполагает подготовку социализированных членов общества.

Поэтому, в связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т. к. она должна обеспечивать возможность педагогам дошкольной образовательной организации эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Анализ развивающей предметно-пространственной среды опирается на следующие нормативно–правовые документы:

  • Приказ от 17 октября 2013г № 1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Постановлением от 28.09.2020 года №26 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Учитывались следующие требования:

  1. Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства;
  2. Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, возможность для уединения;
  3. Насыщенность среды, в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанию программы;
  4. Трансформируемость пространства;
  5. Полифункциональность материалов;
  6. Вариативность среды;
  7. Доступность среды;
  8. Безопасность среды.

Учитывая эти требования и для обеспечения максимальной реализации образовательного пространства для развития детей дошкольного возраста, в ДОУ оформлены уголки: «Информация для родителей», «Консультация для родителей», где родители получают консультации по воспитанию детей

Раздевальные помещения оборудованы удобными шкафчиками, скамейками. Оформлены информационные стенды для родителей, обеспечивающие доступность информации об организации деятельности детей в детском саду. Имеется место для выставок детских работ, вернисажей. Сменные выставки иллюстрируют жизнь дошкольников в семье, в детском саду; подчеркивают индивидуальность каждого воспитанника; вовлекают родителей в воспитательно-образовательный процесс.

В группах создана комфортная развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Оборудование размещено по периметру групповой комнаты (для речевого, математического, эстетического, физического, познавательного развития), где широко используется принцип интеграции образовательных областей. Они могут в зависимости от ситуации могут объединяться в один или несколько многофункциональных центров. Это позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда:

— обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;

— обеспечивает учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, учет возрастных особенностей детей;

— является содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Для предметно-пространственной среды используются все помещения ДОО. Беседки , игровая площадка на улице, коридоры, лестница, столовая, спальня.

Предметно-пространственная среда на свежем воздухе, доступная воспитанникам группы

Предметная развивающая среда ДОУ должна обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, это та система, которая обеспечивает жизнедеятельность детей и их полноценное развитие, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО.

Участок группы также является частью развивающего пространства группы, в пределах которого осуществляется свободная двигательная и игровая деятельность детей. Так как в летний период, когда большую часть времени дети проводят на свежем воздухе, то вопрос наполняемости предметно-развивающей среды на летних участках становится очень актуальным

Предметная среда на территории дошкольного учреждения включает:
 теневой навес;
спортивную площадку
цветочные клумбы, цветники
— малые архитектурные формы.
на площадкe теневого навеса  в летний период могут быть вынесены столы для общения детей с книгой, рисования, настольно-печатных игр, конструктивных игр, оригами, аппликации, ручного труда, для работы с природным материалом.

Предметно-пространственная среда ДОО, доступная работникам ДОО

Предметно-пространственная среда в обеспечивает условия для эмоционального благополучия и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников. 

Учреждение осуществляя образовательную деятельность по ООП ОП ДО, создает материально-технические условия, обеспечивающие: 

1) возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы; 

2) выполнение  требований: 

– санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оборудованию и содержанию территории, помещениям, их оборудованию и содержанию, естественному и искусственному освещению помещений, отоплению и вентиляции, водоснабжению и канализации, организации питания, приему детей в Учреждение, организации режима дня, организации физического воспитания, личной гигиене персонала; 

– пожарной безопасности и электробезопасности; 

– охране здоровья воспитанников и охране труда работников СП ДГ.

В Учреждении имеется место для отдыха, ПК, доступ в Интернет.

Учебные расходы за 2022 год

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Материально-техническое оснащение и пространственная среда нашего детского сада соответствует современным санитарно-гигиеническим требованиям и осуществляется в рамках бюджетной сметы.

   Здание детского сада  одноэтажное, деревянное. По всему периметру огорожено забором. На территории имеются различные виды деревьев, клумбы Участки для прогулок оборудованы необходимыми малыми архитектурными формами: скамейками, качалками, лесенками и т.д.. На каждом групповом участке имеются теневые навесы.

   В ДОУ созданы необходимые условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Обеспечены безопасные условия пребывания детей в детском саду, установлены:

  • тревожная кнопка для экстренных вызовов;
  • автоматическая пожарная сигнализация;
  • система видеонаблюдения.

 Информация о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, средств обучения и воспитания.

Групповые комнаты

   В учреждении оборудовано 3 групповых помещения. В состав групповых ячеек входят: раздевалка (приемная), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.

   Выделены игровые зоны, игровой материал подобран по возрасту. Развивающая предметно – пространственная среда в группах детского сада отличается динамичностью, многофункциональностью, у педагогов имеется возможность достаточно быстро изменить среду в соответствии с детскими потребностями.

   Во всех возрастных группах оформлены уголки изо-деятельности, в свободном доступе для детей имеется необходимый материал для рисования, лепки, аппликации, художественного труда (бумага разных видов, форматов и цветов, фломастеры, краски, цветные мелки, природный материал: шишки, желуди, каштаны, засушенные листья и другое).

   Для развития экологической культуры детей в каждой возрастной группе размещены уголки озеленения с комнатными растениями, оборудование по уходу за растениями, красочные календари природы и погоды. Разнообразный иллюстрированный материал – альбомы, картины по временам года, дидактические игры.

   В старших группах оснащены уголки экспериментирования: материалы для наглядного показа и детского исследования (глобусы, карты, макеты, иллюстрации, магниты, лупы, настольно – печатные игры).

   В группах в зависимости от возраста детей, имеются разнообразные виды театров (трафаретный, настольный, теневой, кукольный), атрибуты, элементы костюмов для сюжетно – ролевых, режиссерских игр, игр – драматизаций.

Все  занятия познавательного и практического характера  проводятся в групповых помещениях.

 Информация о наличии  объектов спорта

   В ДОУ имеется совмещенный музыкально-спортивныq зал в котором созданы все условия для решения задач музыкального  и физического воспитания детей дошкольного возраста. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники и развлечения.. Музыкально-спортивный зал оснащен современным оборудованием: пианино, музыкальным центром, детскими стульями, ширмой  многофункциональной; учебно-методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки),портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал

   В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной  работы: физкультурное оборудование — гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени; спортивный инвентарь — мячи, мешки  с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки, детские спортивные тренажеры и др.

   Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН.   

Прогулочные площадки

Участки для прогулок оборудованы необходимыми малыми архитектурными формами: скамейками, качалками, лесенками и т.д. На каждом групповом участке имеются теневые навесы.Имеется спортивная площадка с соответствующим оборудованием.
Библиотека

  Отдельного помещения нет, литература находится в групповых ячейках: учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература: (обеспеченность — 95%)

   Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделен на три части и включает в себя:

-Книги для воспитателя (методическая и справочная литература),

-Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,

-Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.

-Книги совместного пользования.

-Методическая литература размещена по разделам: «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Игра», «Коммуникация», «Экологическое воспитание», «Музыкальное развитие», «Художественная литература», «Продуктивная деятельность», «Конструирование», «Дошкольная педагогика», «Психология», «Познавательное», «Справочная литература» (различные энциклопедии, справочники).

-Библиотека детской художественной литературы:

  • Произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы»;
  • Познавательная литература;
  • Литература для чтения «Читаем сами»;
  • «Детские энциклопедии»;
  • Сборники сказок, малых фольклорных форм, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.

В каждых группах есть «Книжный уголок» ,с целью формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию :

  • Литературный стенд с оформлением (портрет писателя, иллюстрации к произведениям)
  • Детская художественная литература (в соответствии с возрастом детей).

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

 В ДОУ 2 компьютера  подключено к системе Интернет

В своей работе сотрудники детского сада используют:

-Операционную систему MS Windows,

-Офисный пакет MS Office,

-Антивирус Kaspersky Anti-Virus,

Электронные и информационные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников

 «Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся — не предусмотрены» 

Безопасность в детском саду

   Основным нормативно-правовым актом, содержащим положение об обеспечении безопасности участников образовательного процесса является закон «Об образовании в РФ», который в пп.3 ч.3 ст.32 устанавливает ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса.

   Безопасные условия пребывания в образовательном учреждении – это, в первую очередь, условия, соответствующие противопожарным, санитарным и техническим нормам и правилам, возрастным особенностям дошкольников.

Основными направлениями деятельности администрации детского сада по обеспечению безопасности являются:

  • пожарная безопасность
  • антитеррористическая безопасность
  • обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований охрана труда

   В соответствии с «Правилами пожарной безопасности в РФ» в детском саду составлены и утверждены правила и инструкции по пожарной безопасности. Контроль за соблюдением возложен на ответственных лиц, назначенных приказом руководителя учреждения.

    Проводятся инструктажи с сотрудниками, проверяется наличие и исправность первичных средств пожаротушения.

   В детском саду поддерживаются в состоянии постоянной готовности первичные средства пожаротушения: огнетушители. Установлена автоматическая пожарная сигнализация, состояние которой регулярно проверяется соответствующей службой. Соблюдаются требования к содержанию эвакуационных выходов.

   В начале календарного года, в начале учебного года, а также перед длительными выходными и праздничными днями проводятся инструктажи со всеми сотрудниками. Помещения детского сада проверяются на предмет пожарной безопасности.

   В целях соблюдения антитеррористической безопасности в детском саду установлена «тревожная кнопка».

   Телефонная связь в детском саду осуществляется при помощи стационарно установленных телефонов.

   В начале каждого учебного года издается приказ об организации охраны пропускного и внутриобъектного режима работы в здании и на территории детского сада, который доводится до каждого сотрудника учреждения

    В течение каждого учебного года проводится месячник безопасности, в рамках которого проводятся занятия с детьми с использованием наглядно-обучающих пособий.

   Все сотрудники проходят обучение способам защиты и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций по плану и тематике, утвержденным заведующим детским садом.

Кадровое обеспечение реализации административных, учебно-вспомогательных и хозяйственно-обслуживающих функций в ДОО

Обеспеченность ДОО учебно-вспомогательным персоналом (младшими воспитателями обеспечена 100%

Квалификационные характеристики младшего воспитателя.

      1. Младший воспитатель работает под руководством и в тесном контакте с воспитателем группы.
    1. Под руководством воспитателя участвует в организации воспитательно– образовательной работы с детьми и в режимных процессах:

*понимает, признаёт и принимает личность ребёнка, это значит, умеет становиться на позицию ребёнка, считаться с его точкой зрения и не игнорировать его чувства и эмоции;

*поддерживает  эмоционально – стабильную обстановку в группе в течении дня;

*наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников, по мере необходимости участвует в руководстве игровой, трудовой, самостоятельной их деятельностью;

*участвует в подготовке и организации занятий;

*формирует у детей культурно – гигиенические навыки, самостоятельность;

*сопровождает детей на целевых прогулках, экскурсиях, в пеших походах;

*раздевает и одевает детей;

*кормит и укладывает спать.

3.Несёт ответственность за выполнение инструкции об охране жизни и здоровья детей.

4.Осуществляет санитарно – гигиенический досмотр детей.

5.Обеспечивает санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря.

6.Получает и раздаёт еду.

7.Принимает участие в оздоровительных и закаливающих мероприятий, которые направлены на укрепление здоровья детей.

Младший  воспитатель должен знать.

      1. Инструкцию об охране жизни и здоровья детей.
    1. Правила внутреннего трудового распорядка.
  1. 3.Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, педагогические методы и приёмы организации их деятельности, руководство детьми и воздействие на них.
  1. 4.Правила присмотра детей.
  1. 5.Режим дня.
  1. 6.Санитарно – гигиенические нормы поддерживания помещений, оборудования, инвентаря.
  1. 7.Правила санитарии и гигиены.

В образовательном процессе детского сада большое внимание уделяется организации быта детей. Основная особенность бытовой деятельности заключается в том, что она – постоянная сфера воспитательного влияния. Быт создаёт самые разнообразные условия для систематического упражнения детей в нравственных поступках, воспитания у них культурно-гигиенических навыков, пробуждения их интересов, выявления способностей и их совершенствования.

Важнейшие условия для организации быта детей:

*точное соблюдение режима дня;

*рациональное распределение обязанностей воспитателя и младшего воспитателя.

Координация действий воспитателя и младшего воспитателя.

  1. Организация утреннего приёма детей

Обязанности  младшего воспитателя

Общие правила приёму: необходимо, чтобы посещение детского сада было привлекательным, радостным, а расставание с родными не приносило детям огорчения

  1. Готовит групповое помещение к приёму детей: проветривает, следит за температурным режимом воздуха, создаёт уютную обстановку.

 1.1. Проводит влажную уборку помещения.

  1. Создаёт тёплую, дружескую атмосферу для встречи с каждым ребёнком.

 2.1. Поддерживает тёплую, дружескую атмосферу в группе.

  1. Осуществляет приём детей.

 3.1. Помогает воспитателю осуществлять приём детей: присматривает за детьми, которые играют, занимается с прибывшим ребёнком, в то время когда воспитатель принимает других детей.

  1. Проводит индивидуальные беседы с родителями, короткие консультации. Осуществляет гигиенический уход за детьми.

5.Проводит индивидуальную работу с детьми:

*Формирует у детей культуру поведения, знакомит их с правилами общения, с формами вежливого обращения друг с другом;

*Проводит работу по закреплению знаний и умений детей, развитию их психических процессов;

*Регулирует двигательную активность каждого ребёнка.

6. Под руководством воспитателя принимает участие в работе с родителями: беседует с ними о состоянии здоровья, сна, аппетита, одежды детей в группе.

7.Организует и руководит трудовой деятельностью детей. Совместно с воспитателеми под его руководством регулирует двигательную активность каждого дошкольника.

8.По мере необходимости организует, в ненавязчивой форме руководит самостоятельной и игровой деятельностью детей, регулирует внутри коллективные отношения дошкольников.

9. Под руководством воспитателя по мере необходимости в ненавязчивой форме руководит самостоятельной, игровой и трудовой деятельностью детей; регулирует внутри коллективные отношения дошкольников.

10.Подготовка и организация прогулки

Обязанности  младшего воспитателя

    • Оказывает детям помощь в процессеодевания на прогулку и раздевания по её окончании
    • Воспитывает у детей самостоятельность, чувства взаимопомощи, формирует навыки личной гигиены
    • В сотрудничестве с воспитателем и под его руководством воспитывает у детей самостоятельность, чувство взаимопомощи, формирует навыки личной гигиены
    • Планирует содержание деятельности детейна прогулке с учётом поры года, погоды, предыдущих занятий, интересов, возрастных и индивидуальных возможностей детей
    • Помогает воспитателю вывести детей на прогулку
    • Организует и проводит на прогулке наблюдения, экскурсии, занятия, игры, трудовую деятельность и индивидуальную работу с детьми
    • Участвует в организации продолжительных целевых экскурсий, пеших походов
    • Организует рациональную двигательную активность; содействует развитию физических качеств детей. Следит за равномерным распределением физической нагрузки .
  • Совместно с воспитателем проводит закаливающие мероприятия (воздушные, солнечные, водные ванны)
  • Создаёт условия для организации самостоятельной деятельности детей.
  •  По окончании прогулки по мере необходимости просушивает одежду детей.
  • Наблюдает за самостоятельной деятельностью детей на участке, а в случае необходимости осуществляет ненавязчивое руководство этой деятельностью
  • Организует и проводит закаливающие мероприятия (воздушные, солнечные, водные ванны).